Абсолютный дуализм

Только абсолютные дуалисты были настоящими дуалистами. Для них существовали два одинаково вечных начала: бог Бытии и Добра, который создал все хорошие вещи, невидимый и нетленный духовный мир, и, в противовес ему, — Корень Зла, злой бог разложения, проявление которого, всё материальное и хаотическое, не будет иметь конца. Таким образом, есть хорошая, бесконечно стабильная вечность и плохая, материальная вечность, постоянно нарушаемая противоречивыми изменениями; стихии (воздух, огонь, вода, земля) нетленной материи, происходящие от ее духовных начал, и грубые и нестабильные стихии, из которых состоит наш мир; духовные души и души, мало одухотворенные, а, может быть, чисто материальные; короче говоря, светлому творению противопоставлялось творение бесформенное, обреченное на разложение, на тьму, смерть и небытие.

Злому началу удалось однажды, согласно мифам, завладеть ангельскими душами и вторгнуться на небеса истинного Бога. Абсолютные дуалисты имели обыкновение сочинять экстравагантные, но в поэтическом плане весьма многозначительные легенды, чтобы рассказать о причинах и перипетиях космической драмы. Сатана предложил ангелам наделить их свободой воли, то есть познанием (обманным) Добра и Зла (способностью «познавать» Зло, не делая его!) и, прежде всего, наслаждениями, присущими воле к жизни: эгоизмом, плотскими удовольствиями (которые влекут за собой материализацию), властью над слабыми (феодальной иерархией!) и так далее.

Далее2

В конце времен организация сатанинского мира будет разрушена, но Сатана будет существовать вечно вместе со всеми хаотическими стихиями. Земля, которую покинут все добрые существа и спасенные души, загорится и превратится в настоящий ад, то есть естественное и исключительное место обитания Дьявола будет оставлено за ним. В своей бессильной вечности он не сможет больше покуситься на бытие и испортить его, не сможет предпринять ничего против Бога света и праведников.

Далее1

Примечательно, что два идеолога, сочинения которых до нас дошли, Бартоломе из Каркассонна и Иоанн фон Луджио, не прибегали к подобным выдумкам: у первого из них мы находим просто компиляцию цитат из Священного Писания, перемежаемых краткими философскими комментариями, а у второго — чисто диалектическое изложение. Эти авторы оставляли от подобных мифов только их постигаемую разумом суть, заключающуюся в том, что некоторые ангелы Божий то ли хитростью, то ли силой, но были побеждены Сатаной. Это означает, что у них не было ни достаточно ума, чтобы свести на нет содержание сатанинского соблазна, ни достаточно онтологической силы, чтобы противостоять тому «перемещению», которому демон их подверг (он похитил их души», но не их тела и их «дух»). Значит, падшие ангелы не обладали свободой воли, они были извечно, в силу своего онтологического несовершенства, обречены на падение, на стремление к небытию». Если мы примем это за основу, станут довольно ясными три мифических этапа космической драмы:

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта