Тайные общества, ордена и секты > Эмансипация женщины

Эмансипация женщины

Мы находим здесь постоянные черты человеческой природы, которые не очень меняются от одной эпохи к другой. Новым общественным явлением было то, что впервые два \чения — учение о Любви и катаризм — попытались освободить женщину, нейтрализовав понятие плотского греха. Любовь — это не грех, а добродетель, говорили трубадуры. Это всегда грех, говорили катары, но он неизбежен для простых верующих.

Женщины пользовались этими двумя учениями, чтобы потребовать права любить на свой лад. «Каждая дама, даже самая честная, — утверждала графиня де Диа, — может любить, если любит». Женщины увидели в любви средство утвердить свою независимость перед лицом мужской власти. Они играли в свободную любовь, «чтобы поступать как мужчины» и отомстить одним за их ревнивую тиранию, любя других.

Записи инквизиции рассказывают нам о не очень стеснительных и весьма решительных женщинах, которые, испытав на себе грубость хамов, руководствовались только своими интересами и фантазиями. Беатриса де Планиссоль не сопротивлялась больше мужчинам, которые ей нравились. Другая молодая женщина, Гразида, которую кюре ее деревни лишил невинности, когда ей было тринадцать лет, и выдал за человека по имени Пьер Лизье, не имела ни малейшего понятия о греховности любви. Эта пастушка говорила то же самое, что и образованная женщина, графиня де Ди.

«Отдаваясь священнику до замужества, — спросил ее инквизитор, — и потом, когда Вы были замужем, знали ли Вы, что грешите?» «Поскольку в тот момент мне это нравилось и нравилось этому кюре, — ответила она, — я не думала и не думаю теперь, что это был грех. Но сегодня, когда мне бы не понравилось иметь сексуальные отношения с ним, я сочла бы это грехом... Хотя любая плотская связь мужчины и :кенщины не нравится Богу, я не верю, однако, что они совершают грех, если это приятно тому и другой».

Свобода нравов для женщин XIII века, несомненно, была, как и аскетизм, только в противоположном направлении, бессознательным протестом против общественного порядка, который их угнетал, и прежде всего — против неравенства в •'плаке в пользу мужчин. Если они хотели утвердить свою самостоятельность, они могли выбирать лишь один из двух путей: либо путь, открытый трубадурами, полную свободу любви в сочетании с идеей, что любовь это не грех, либо путь, которым советовали идти Добрые люди, путь аскетизма и совершенствования.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта