Тайные общества, ордена и секты > Катапская эпопея глазами современников. Поэтические произведения и легенды

Катапская эпопея глазами современников. Поэтические произведения и легенды

Судьбе было угодно, чтобы в Лангедоке, вместо того чтобы оставаться подпольным, как в других странах, где жертвами преследований были лишь отдельные личности, катаризм вышел из тени вовлек в войну целый народ. Эта ересь — и это удивительно — сумела сделать своими сторонниками почти все классы общества. Крестьяне надеялись, что катаризм освободит их от церковного налога; буржуа и купцы — что он установит новый экономический строй, при котором они СМОГУТ обогащаться, заставляя деньги приносить выгоду, — все это шло вразрез с принципами феодализма и, несомненно, должно было, хотя и в далекой перспективе, его ослабить. Но парадоксальным образом и феодалы Лангедока в силу обстоятельств — как это произошло и в Боснии во времена бана Кулина* — вынуждены были защищать катаризм. чтобы (охранить свои права и имения. Результатом стал настоящий геноцид, который столь же жестоко ударил по аристократам, как и по буржуазии и простонародью. Язык Лангедока, поэзия и цивилизация Любви не пережили эту катастрофу.

Есть много рассказов о политических и военных событиях начиная с 1209 года и до конца XIII века; я буду цитировать их здесь лишь в той мере, в какой они помогают понять движение идей, иллюстрируя их «образами», заимствованными у поэтов и писателей, современников этих событий. Не сохраняется ли интерес истории к этому крестовому походу в значительной мере по той причине, что он разворачивался как некая эпическая поэма, драматическая структура, противоречивые перипетии и театральные эффекты которой до сих пор оказывают могучее воздействие на воображение и чувства?

Далее1

В начале XIII века граф Тулузский Раймон VI, который благожелательно относился к катаризму, распространившемуся в его владениях, не проявлял особого желания его подавлять. Мирный крестовый поход, организованный Церковью, и проповедь святого Доминика потерпели полный крах, и папство упрекало графа и других окситанских баронов в том, что они не поддержали предпринятые им усилия по борьбе с ересью в той мере, в какой следовало. Очень осторожный и очень хотевший договориться с Церковью Раймон VI, уже подозреваемый по нескольким статьям и отлученный от Церкви, оказался в положении обвиняемого. Папскому легату Пьеру де Кастельно было поручено сделать ему внушение и принудить его, если можно, к большему повиновению. Отношения между этими двумя людьми были весьма бурными, и 15 января 1208 года легат был убит на переправе через Рону. Графа Тулузского обвинили в том, что он вложил оружие в руки убийц.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта