Катарские тезисы

«Творения, которые можно видеть в этом мире, дурны, тщетны и тленны. Подобно тому, как они пришли из небытия, они, вне всякого сомнения, снова вернутся в небытие... Мы говорим, что существует иной мир и иные творения, нетленные и вечные... То, что есть в этом мире или что от мира сего, может быть названо ничем (nihil, относительное небытие, существование, онтологически пониженное в ранге). Апостол объясняет это четко: "Мы знаем, что идол — ничто в этом мире... Если нет во мне милости, то я ничто (т.е. онтологически деградировавише существо). Из этого следует, что если уж Апостол без милости ничто, то все, что без милости, тоже ничто"» (I Кор 13, 2).

«Значит, все злые духи, злодеи и все вещи, которые можно видеть в этом мире, суть ничто, потому что нет в них милости, потому что они были сотворены без Бога. Бог их не творил, потому что ничто (nihil, относительное небытие) было сотворено без него» (от Иоанна, I, 3).

Катарская идея вполне ясна: есть вещи, которые были сотворены без Бога (от Иоанна, I, 3) и, следовательно, не из его субстанции. Они сотворены Дьяволом. Эти существа и вещи: злые духи, дурные люди и весь видимый мир — имеют меньше бытия, чем нетленные сущности, созданные истинным Богом. И они имеют меньше бытия, потому что нет в них милости, которая, для катаров, и есть субстанция Бога.

Ни злые духи, ни материя не были сотворены в милости, значит, они — ничто (относительное небытие).

Теория относительной аннигиляции творения под влиянием Зла — «стремления к небытию» — восходит, по всей вероятности, к святому Августину (теория аннигиляции вследствие греха).

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта