Тайные общества, ордена и секты > Консоламентум умирающих

Консоламентум умирающих

Алан Инсулийский (Алэн де Лилль)* в XII веке и Ж. Дювернуа в наши дни справедливо проводят различие между крещением совершенных и крещением «утешенных», хотя ритуалы в точности сходны. Крещение совершенных означало для них вступление в ряды катаров и добровольное отречение от мира сего. Крещение утешенных, которое давалось умирающим и только им, обеспечивало им прощение их грехов и если не гарантировало им спасение, то, по крайней мере, давало надежду на него. Для этих верующих смерть была своего рода милостью, потому что в то недолгое время, которое им оставалось жить, они не могли больше серьезно согрешить. Но они не должны были есть или пить, не прочтя «Отче наш». Рассказывают, что катары, если они не могли прочесть эту молитву, предпочитали умереть от истощения, но не согрешить. И вряд ли можно упрекнуть этих ревностных христиан, которые, по свидетельству Ренье Саккони, если не могли больше молиться, просили у тех, кто им прислуживал, больше их не кормить. Эта форма мистического самоубийства, именуемая «эндура» (окситанское слово, обозначающее «пост») практиковалась в 1270—1300 годах в графстве Фуа под влиянием Пьера Отье, одного из последних Добрых людей.

Если утешенный не умирал, консоламентум, который он получил, терял всякое значение. Если он хотел стать настоящим совершенным, он должен был подготовиться к принятию консоламентум при вступлении в общину, получить который было гораздо трудней и почетней.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта