Тайные общества, ордена и секты > Передача Воскресной молитвы

Передача Воскресной молитвы

«"Передача" Воскресной молитвы и права читать ее не заключает в ебе ничего еретического. Передача "Отче наш" (и наложение рук), как говорит отец Донден, — относятся к эпохе, когда конфирмация была связана с крещением». В кагаризме она представляла собой своего рода посвящение. Посредством этого осуществлялся переход из состояния простого верующего в состояние совершенного.

Конечно, некоторые могли быть посвящены в «Отче наш» без получения консоламентум сразу же вслед за этим, но обычно за передачей молитвы следовало получение консоламентум при назначении или при смерти. Чтение «Отче наш» было бесполезно для верующего, если он не вступил в контакт с Духом благодаря духовному крещению. С другой стороны, консоламентум включал в себя предварительную передачу молитвы, потому что необходимо было, чтобы при его получении неофит читал эту молитву. Состояние отрешенности, в котором должен был находиться верующий перед посвящением в «Отче наш», показывает, что он готовился таким образом к настоящей духовной жизни, а не только к молитвеВерующий совершал свой «мельорамент». Иерарх — епископ, диакон, иногда старейшина — обращался к нему с торжественной речью по ритуальному образцу (который священник мог варьировать). Эта речь большого морального значения была призывом к вере и разуму неофита (это всегда был человек зрелого возраста).

Она представляла собой комментарий к «Отче наш». В этом комментарии ясно выражен глубоко эзотерический характер катаризма. Его толкование «Отче наш» весьма отлично от католического: оно может показаться непонятным, но в любом случае это секретное толкование.

Катары, как и следовало ожидать, делали упор на дуалистическом смысле «Отче наш». Вот катарский текст этой молитвы: «Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя твое, да прииде царствие твое, да будет воля твоя яко на небеси, так и на земли. Хлеб наш пресуществленный даждь нам днесь и остави нам долги наша яко же и мы оставляем должникам нашим. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого, ибо твои есть царствие, сила и слава во веки веков».

Сразу видно, что одно слово изменено: «пресуществленный» хлеб вместо «насущного». Но этот вариант не собственно катарский: мы находим его уже у святого Бонавентуры, у святого Фомы Аквинского. Катарские комментарии касаются в основном формул, которые можно истолковать в дуалистическом смысле. Например: «Да прииде царствие твое» шачит, что оно еще не пришло. «Избави нас от лукавого» значит, разумеется: «Избавь нас от Злого духа, искусителя верующих и Князя мира сего». «Да будет воля твоя» предполагает опять-таки, что она еще не свершилась, потому что материальный мир — творение Сатаны.

Наконец, отметим, что превосходство доброго начала над злым не ставится под сомнение. Разве не говорится в «Отче наш», что Богу, истинному Богу, принадлежат царствие, сила п слава во веки веков?

Но вернемся к церемонии Передачи Молитвы. Верующий принимает из рук старейшины Евангелие. (Передача Книги была некогда в первоначальной Церкви отдельной церемонисй, в катаризме она практически совпадает с передачей молитвы «Отче наш».) Иерарх (епископ, диакон, иногда старейшина) заставляет его по этому случаю повторить свое обещание сохранить три главные добродетели: целомудрие, правдивость, смирение — и призывает его запомнить эту святую молитву на всю жизнь и повторять во всех случаях, предусмотренных ритуалом. Потом иерарх громко и медленно читает молитву. Старейшина, первый из Добрых людей или крестный отец читают ее после него, а потом ее повторяет и принимаемый: он «посвящен». Иерарх или старейшина говорит: «Мы передаем Вам эту святую молитву, чтобы Вы приняли ее от Бога, от нас и от Церкви и чтобы Вы могли повторять ее во все моменты Вашей жизни». Верующий отвечает: «Я принимаю ее от Бога, от Вас и от Церкви». Потом он опять совершает мельорамент и благодарит Бога. Совершенные, женщины и мужчины, в присутствии верующих дважды повторяют Воскресную молитву с поклонами и коленопреклонениями, которые делают и простые верующие. Церемония иногда заканчивалась «Поцелуем мира».

Далее1

Совершенные, — как, кстати, и вальденсы, — читали «Отче наш» днем и ночью, перед каждым важным делом, перед тем, как шли на риск, в одиночку и коллективно, перед едой и питьем. Если они пропускали молитву, они должны были понести ритуальное наказание. При легких грехах оно часто заключалось в чтении «Отче наш».

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта