Подкова

Миф о подкове представляется нам более специфически катарским, чем другие, потому что он вдохновлен теорией реинкарнаций.

«Один очень плохой человек, убийца, вошел после смерти в тело быка, с которым его хозяин жестоко обращался. Он помнил, что был человеком. Потом он вошел в тело лошади, которая принадлежала богатому барону. У него он не был таким несчастным. Однажды, когда его замок захватили враги, этот барон вскочил на коня и поскакал, спасаясь от них, через дикую, скалистую местность. В одном месте копыто коня застряло между двух камней, и он смог его вытащить, только потеряв подкову. После смерти коня его дух проник в тело беременной женщины и воплотился в ребенка, которого она носила в чреве. Ребенок вырос, «познал Добро» и стал «совершенным». Когда он однажды проходил со спутником мимо того места, где он потерял подкову, будучи конем, он вспомнил об этом и сказал другому. Они стали искать подкову и нашли ее».

Есть несколько вариантов этого мифа. Один из них сделан более «убедительным» благодаря наличию многих свидетелей: «Один Добрый человек отдыхал и ел около родника со своими верующими. Он сказал им, что помнит, как, будучи конем, он пил из этого родника. Однажды, когда его чозяин слишком сильно его пришпорил, он увяз ногой в грязи и смог вытащить ее, лишь потеряв подкову. "Давайте посмотрим, — сказал он, — может быть, мы ее найдем". Все верующие отправились на поиски и нашли подкову».

Похоже, что совершенные XIII века не принимали столь легко, как Белибаст, возможность воплощаться в животных. Однако они запрещали плохо обращаться с животными, поэтому можно полагать, что они верили, что в них может вселиться человеческая душа. В начале XIV века все верили, что люди могут воплощаться не только в благородных животных: быков, коней, — но и в самых низших (за исключением, может быть, таких, как сова, жаба, змея, которые считались по сути своей сатанинскими; следует отметить, что убийца в данном мифе не пал так низко). В эпоху упадка катаризма вера в то, что демон принимает формы самых отвратительных животных, привела народ к убеждению, что и с абсолютно падшими душами может произойти то же самое.

Далее2

Из всех южных еретиков только абсолютные дуалисты верили в переселение душ людей в животных (умеренные дуалисты, напомним, были традуционистами). Теория реинкарнаций была совершенно необходима в системе абсолютного дуализма, потому что постепенное, но совершенно механическое (без свободы воли) очищение душ происходило в ней посредством обязательного опыта зла и страданий в последовательных жизнях. Чтобы более полно представить себе распространение катарских идей в XII и XIII веках и даже позже, нужно терпеливо поискать в окситанской, французской, итальянской и немецкой литературе Средних веков все темы манихейского или катарского происхождения, которые благодаря их переделке в поэмах и романах ускользнули от бдительного ока католических переписчиков. Их гораздо больше, чем считает официальная ересиология.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта