Тайные общества, ордена и секты > Пропагандистская литература. Фольклор на службе догм

Пропагандистская литература. Фольклор на службе догм

Кроме нескольких катарских трактатов, которые дошли до пас — я изложил их суть в предыдущих главах, а характерные i ггрывки приведены в приложениях, — катары использовали и другие, ныне утерянные догматические произведения, а также сборники цитат из Священного Писания, откуда совершенные черпали аргументы в публичных спорах с католиками и валь-денсами и, наконец, предназначенные для народа апологии с популярными изложениями основных пунктов учения.

Архивы инквизиции сохранили для нас несколько таких апологий, или «exempla». Предназначенные для людей часто малограмотных, они обычно заимствовали примеры из древних традиционных преданий, знакомых народу (они, кстати, с сохранились в устной форме после исчезновения катаризма), или ортодоксальных легенд, восходящих к первоначальному христианству и более или менее видоизмененных в дуалистическом смысле. Эти «exempla» в той форме, в какой мы их шаем, относятся к началу XIV века, но они имели хождение, несомненно, и раньше, с XII века, и в том же значении. Однако, чтобы правильно их толковать, необходимо учитывать те деформации, которым подверг их катаризм времен своего \'падка. «Exempla» интересны тем, что заключают в себе духовное объяснение, благодаря которому мы можем понять, каким это учение стало в те времена, когда они способствовали его распространению и служили предостережением для верующих, как сегодня должны предостерегать ересиологов '>т попыток понимать эти мифы слишком буквально.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта