Тайные общества, ордена и секты > Система Иоанна фон Луджио

Система Иоанна фон Луджио

Около 1240 года абсолютный дуалист Иоанн фон Луджио (район Бергамо), «старший сын» епископа Дезенцано, попытался придать абсолютному дуализму большую философскую строгость и разрешить трудности, которые я отметил выше. Он составил большой трактат, ныне утраченный, но Ренье Саккони оставил нам его краткий анализ. Кроме того, мы имеем сборник небольших трактатов, объединенных под тем же названием «Трактат о двух началах».

Основные идеи Иоанна фон Луджио в принципе те же, что и у всех абсолютных дуалистов. Вот как он их систематизировал.
1) Два творения столь же вечны, как и их творцы, они исходят от них, «как лучи исходят от солнца». Следовательно, всегда существуют Зло, дьяволы и испорченные души (без опоры в своем бытии, тленные и меняющиеся).
2) Порча — дело злого начала — затронула все творения истинного Бога. «Даже звезды не чисты». Таким образом, имели место катастрофы в высших сферах и грех был совершен на небе (эта идея не нова: мы находим ее в Библии, в рассказе о связи ангелов с дочерьми человеческими, и в «Божественных учреждениях» Лактанция).

Однако вселенская порча в действительности ограничена субординацией бытия и вечности, которая заключена в истинном Боге, и самими законами необходимости (преимущество в состязании не может быть больше аннулировано: Дьявол не может помешать душам, испорченным им, но избавившимся от него благодаря своим страданиям, преобразиться и стать не поддающимися порче). С другой стороны, Бог всемогущ в Добре и — это самая глубокая концепция Иоанна фон Луджио — может умножать, как хочет, бытие своих творений, если они идут по пути освобождения. Так он защитил Христа от всякой скверны и всякого порока, сделал безгрешным «дух» человека и не поддающимися порче души, которые прошли необходимые испытания.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта