Тайные общества, ордена и секты > Словарь основных катарских терминов

Словарь основных катарских терминов

Алъбаненцы. Так называли итальянских абсолютных дуалистов, несомненно, по той причине, что основатели их секты прибыли из Албании. Их главный центр находился в Де-зенцано на берегу озера Гарда. Около 1250 года в этой церкви произошел громкий раскол. Часть верующий остались верными абсолютному дуализму в старой форме и епископу Баланцинансе, который сохранил влияние только на стариков. Другая часть последовала за его «старшим сыном» Иоанном фон Луджио, автором «Трактата о двух началах»: он привлек прежде всего молодых.
Окситанские катары думали так же, как и альбаненцы. Их называли альбигенцами: похоже, эти два термина были синонимами.

Апарелъямент. Окситанское слово от глагола «анарельяр» — готовить, готовиться к чему-либо. Исповедуясь, верующий «готовился» снова более строго соблюдать правила совершенной жизни (К. Шмидт).
По мнению Ж. Дювернуа, это была ежемесячная исповедь совершенных перед диаконом или перед епископом или одним из двух его коадъюторов (старшим и младшим сыновьями). Один из них назначал им покаяние. Тот же автор видит в этой церемонии следы обрядов восточных христиан IV века и отмечает, ссылаясь на славянских историков, сходство между этой катарской формой покаяния и обрядами, предписанными правилами святого Василия Великого. Этой церемонии, если она совпадала с собранием верующих, предптество вале» Благословение, а за ней следовали проповедь и поцелуй мира.
Другое название «апарельямента» — «сервиси».

Милосердие (латинское «caritas», окситанское «каритат»).

Сверхъестественное качество, благодаря которому мы любим Бога ради него и превыше всего и любим ближнего, как самого себя, благодаря любви к Богу. Итак, у этого качества два предмета, Бог и ближний, и один мотив — сам Бог.

Узы любви, которые соединяют ангелов между собой, людей между собой и людей и ангелов с их творцом. Принцип онтологической связи и единства субстанции, сходный с тем, что Паскаль называл «порядком милосердия», отличным от порядка разума и порядка материи и бесконечно более высоким, чем тот и другой.

Мы не любили бы Бога, если бы Бог прежде не полюбил нас. Ссылаясь на Первое послание Иоанна (1 Ин 4, 16): «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге», катары верили, что любовь — это часть божественной сущности. ПОЭТОМУ они считали пресуществленный хлеб воскресной молитвы самим милосердием. «Милосердие называется пресуществленным хлебом, потому что оно выше всех прочих субстанций» (Катарский комментарий к молитве «Отче наш». А 6—10, Дублинская вальденская коллекция, изд. Т. Вен-келер). Ср. так же: I Кор 13, 4—7.

Милосердие образует субстанцию существ, созданных Богом Добра. Поэтому катар Бартоломе, автор трактата, который цитирует Дуранд из Уэски, утверждает, что существа, не имеющие милосердия, суть ничто, то есть относительное небытие; они не обладают полнотой бытия, присущей только нетленной сути, созданной Богом Добра из его собственной субстанции. «Все злые духи, злые люди и все вещи, которые могут быть видимыми в этом мире, не более чем ничто (относительное небытие), потому что в них нет милосердия и они созданы без Бога (вне Бога)». Бартоломе ссылается при этом на Павла (1 Кор 13, 2: «Если я не имею

Ш побви, — то я ничто») и на Евангелие от Иоанна (Ин 1, 3: Без него ничто не начало быть»).

Далее2

Конвенениа. Окситанское слово: соглашение, пакт. Верующий заключал «соглашение» с катарской церковью о том, что ч сто смертный час он будет «утешен», даже если он будет ;>ез сознания и не сможет прочесть вслух «Отче наш». Такое оглашение вошло в обычай в середине XIII века, то есть в '.чоху войн и преследований, когда верующие часто оказывались в смертельной опасности.

Далее4

Мелъорамент. Почти единственный обряд, который должны были практиковать простые верующие. Это было приветствие, «поклонение» (в литургическом смысле, то есть в том смысле, в каком кардиналы поклоняются новому папе, а не в теологическом, согласно которому поклоняться подобает только Богу, все остальное — идолопоклонство) верующих совершенному, когда они оказывались в его присутствии.

Далее1

Консоламент. Окситанское слово, латинизированная форма «consolamentum», утешение. Духовное крещение, в противоположность Иоаннову крещению водой, путем наложения рук по обряду, напоминающему обряды первоначальной церкви (за вычетом материальных элементов: воды, мирра, масла). Эта церемония, главная в катаризме, давала «утешение» Параклета согласно апостольской традиции.

Далее3

Евхаристия. Катары всегда отвергали, как несовместимую с принципами их религии, веру в то, что тело Иисуса Христа реально присутствует в веществе гостии. При этом они лишь разделяли мнение многих христиан первых веков, которые думали, что слова Христа: «Се есть тело Мое», были лишь образным выражением. Так считал Тсртуллиан. Ори-ген тоже называл хлеб и чашу «символами и образами тела и крови Иисуса Христа». Псевдо-Кнприан пошел еще дальше, заявляя: «Не будем точить зубы, чтобы укусить этот хлеб!» Сам святой Августин был недалек от веры, что Христос выражался «символически». И он вкладывает в его уста такие пояснительные слова: «Вы не будете есть то тело, которое видите, вы не будете пить кровь, которую прольют те, кто меня распнет. Я завещаю вам некое таинство, в котором, понимая его духовно, вы будете участвовать».

Далее5

Nihil. Латинское слово (наречие). «Nihil sum» — «я ничто».

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта