|
Тайные общества, ордена и секты
> Святой Августин и катаризм
Святой Августин и катаризмКатолическая аргументация. Вот один из аргументов, который католические полемисты использовали против катаров, чтобы доказать, что злого начала не существует. Он взят из латинской рукописи № 13151 Национальной библиотеки, опубликованной в 1910 году Ш. Молинье: «Что злого начала не существует, можно доказать, вопреки еретикам, следующим образом. Отсутствие чего-либо не может быть отделено от предмета, как, например, хромота или слепота. И в самом деле: Зло, если рассматривать его совершенно отдельно от его предмета, есть ничто, ибо никакое отсутствие бытия не существует как бытие. Зло, таким образом, не существует само по себе: оно существует лишь в той мере, в какой, как мы предположили, оно связано с предметом». Мы узнаем здесь теорию св. Августина: Зло — это просто отсутствие: Добра. Этой теории остается верен Дуранд из Уэски в своей «Книге против манихеев», причем он придерживается ее настолько жестко, что выглядит большим августинцем, чем сам св. Августин.
Получается так, что святой Августин, исходя из той идеи, что Зло всегда, если можно так выразиться, оставляет рельефный отпечаток на предмете, вынужден был, однако, допустить некое существование Зла в той мере, в какой оно проявляется в греховном творении. Напомним сначала для большей ясности три очень разных значения, которые имеют в августинизме небытие и слова, которые его обозначают: nihilum или nihil.
На этом сходства кончаются. Не только катарский дуализм остается совершенно несводимым к монизму Августина, но и сама теория уровней бытия и его относительной аннигиляции вследствие греха используется в этих двух учениях неодинаковым образом. У святого Августина относительная аннигиляция затрагивает только души (созданные сначала добрыми), а не материальный мир, как в катаризме. Материя у святого Августина сохраняет всю свою положительность в телеологическом смысле. Тем не менее, несмотря на эти различия, nihil, будь то первородный грех, как в катаризме, или результат порчи грехом, как в августинизме, имеет, — онтологически затрагивая разные уровни проявления, — одни и те же черты. Конечное состояние, которого достигает в августинизме доброе творение, становясь греховным, такое же, в каком от века и по природе находятся злые духи — порождения злого начала (поэтому они воссоединяются в аду). Можно изобразить параллелизм двух учений следующей схемой: Далее1С другой стороны, аннигиляция грешника, по святому Августину, имела начало. Она сначала постигла мятежного ангела, согрешившего по свободной воле, а потом человеческую душу, ставшую в свою очередь грешницей, так что вину за нее не следует возлагать на Бога (она совершилась «вне Бога»), а только на творение, точнее, на свободу творить зло. Таким образом, нет абсолютного Зла, Злого начала. То, что творится без Бога или вне Бога, говорил святой Августин, творится человеком. |
|
© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта |