Умеренный дуализм

Хотя он включает в себя многочисленные оттенки, которые трудно различить, и несмотря на очень сложные и противоречивые идеологические сплетения, так называемый «умеренный» дуализм можно схематически уподобить монистической концепции; в начале умеренные дуалисты предлагают существование единого Бога, Творца мироздания, от которого исходит все, в том числе Зло, Сатана, ад и т.д.

Таким образом, в этом главном пункте умеренный дуализм не вступает в глубокое противоречие с традиционным христианским учением, зато он значительно отклоняется от основ дуалистического учения в том виде, в каком мы их ранее изложили.

Даже на втором этапе сотворения мира «умеренный» дуализм остается «относительным». Бог сотворил Дьявола, который сначала был добрым духом, но потом восстал против Отца. Некоторые из этих умеренных дуалистов доходили до гого, что приписывали Богу двух сыновей: Иисуса Христа и Люцибела, или Люцифера. До сих пор нет расхождений с точкой зрения ортодоксальных христиан, для которых Люцифер тоже сын Божий.

Но Люцифер, став Сатаной и будучи изгнан своим Отцом, сразу же начал создавать свой собственный мир. И здесь мнения расходятся. Одни говорят, что Сатана создавал свой мир из ранее существовавших элементов, созданных Богом, но испорченных его адским вмешательством, а другие — что он придал несовершенную организацию этим божественным элементам. Он внес некоторый порядок в материю, разделил стихии, завершил свое злокачественное творение, создал тела и все это — с дозволения истинного Бога, которому важно было, как Богу Лактанция, чтобы «во Вселенной были разнообразие и антагонистические силы». Разумеется, творческие силы Дьявола были очень ограничены. Он не смог бы оживить «автоматы», которые он сделал из грязи, если бы Бог ему не помог. Он попросил у Бога низших ангелов, которые частично под давлением, частично по своей воле согласились в конце концов, чтобы их заключили в тела. Другие мифы рассказывают, что Люцифер сначала соблазнил ангелов, а потом изолировал каждого в своем теле. «И они (аплакали, когда увидели, что они разделены и различны». Потом он заставил одного из них (Адама) родить вместе с тругим (Евой) плотских детей. Но его власть над ними всегда оставалась непрочной. Согласно одному из этих мифов, Бог, по просьбе Люцифера, дунул на глиняную статую, чтобы оживить ее, но статуя, как только ожила, воскликнула: -Люцифер, я больше не твоя!» Эти плененные ангелы, Адам и Ева, и их потомки могут в конце концов заслужить спасение: они обладают свободой воли и творят добро или зло в соответствии со своей природой, но свободно. В итоге их будут судить по заслугам, и они попадут либо в вечный ад, либо в рай. Однако Бог сжалился над ними. Сначала он помиловал Адама и Еву, когда истек назначенный срок их изгнания и странствий, — похоже, из тела в тело странствовала только первая пара. Одновременно он дал возможность спасения душам их потомков (умеренные дуалисты не верили в реинкарнацию, но исповедовали традуционизм: согласно этой теории, придуманной Тертуллианом для объяснения передачи первородного греха, которую святой Августин какое-то время признавал, но потом отверг, души детей происходят от душ родителей, как тела от тел). Он послал на землю своего Сына Иисуса Христа — или Слово — и Святого Духа.

Далее1

Между умеренными дуалистами не было согласия относительно природы Сына и Святого Духа. Одни считали их ниже Отца, другие полностью отождествляли с Богом, оставаясь верными концепции неделимой Троицы.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта