Верующие

Вопреки тому, что иногда пишут, грехи были абсолютно одни и те же для верующих и для посвященных, только простые верующие (которые не были ни свободными в своих действиях, ни по-настоящему ответственными за них и которым требовалось несколько воплощений, чтобы достичь иного уровня) в гораздо большей степени могли рассчитывать на прощение. Когда они грешили, это Дьявол грешил в них. Они не обязаны были вести аскетическую или мистическую жизнь: они могли жениться, есть мясо. Достаточно было с их стороны добродетелей среднего верующего той эпохи.

Отметим, до какой степени эта идея прогрессивного восхождения существ через последовательные воплощения близка, например, идеям Ауробиндо* и насколько она соответствует современным теориям эволюции.

Но простые верующие не были предоставлены самим себе: катарская церковь постоянно следила за ними и поучала их. Несомненно, она рассчитывала на их исправление в последующих жизнях: все хорошо в свое время. И было ясно, что для многих из них это время еще не настало. Но было полезно, чтобы верующий, который, как предполагалось, будет совершенствоваться со временем, показал признаки этого прогресса, укрепившись в благих намерениях в надежде на то, что его следующее воплощение будет лучше. Не претендуя на консоламентум посвящения, он доказывал этим, что еще не достиг необходимого очищения. Но то, что он хотел быть верующим, доказывало, как и его честная жизнь, что он находится на пути освобождения. Поэтому Добрые люди наставляли их и побуждали думать о своем спасении, при том. конечно, условии, что они к нему стремятся, в силу того детерминизма, который нашел отзвук и в римском католицизме, что «они его уже нашли». Если они женились, им напоминали, что это опасно для их души и чревато еще несколькими воплощениями. Им советовали отказываться от плотских наслаждений, — поскольку они порождают зло, — если они на это способны.

При любых обстоятельствах Церковь обращалась к верующим. Каждый раз, когда они встречали совершенного, они почтительно приветствовали сто, совершая мелиораментум. Они должны были присутствовать на различных религиозных церемониях, на косоламентум, на пиршествах перед ритуальным преломлением и благословением хлеба, на «поцелуях мира», на проповедях. Они должны были осмысливать поучения Добрых людей, молиться с общиной и самостоятельно. Короче, они участвовали в духовной жизни своей Церкви по меньшей мере столько же, сколько католики — в духовной жизни католицизма.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта